Директор Донбасского межрегионального центра профессиональной реабилитации инвалидов Светлана Фомина на днях возвратилась из США, где принимала участие в двухнедельной стажировке по международной учебной программе профессионального роста. О своих впечатлениях от поездки она рассказала корреспонденту газеты «Берег надежды»:
- В составе группы из 9 представителей реабилитационных центров Украины я приняла участие в посещении штата Мичиган (США). Поездка состоялась в рамках программы «Современные методы реабилитации детей-инвалидов» проекта международной технической помощи «Учебные программы профессионального роста» Агентства США по международному развитию (USAID). Вместе с коллегами изучала американский опыт обучения и трудоустройства людей с инвалидностью.
Мы ознакомились с работой Института реабилитации Мичигана и его детским отделением, Центром Генри Форда для детей аутизмом и нарушениями развития, Регионального центра Мейкомб-Окленда (MORC), школой Lake Wing, двумя домами для проживания людей с ментальными нарушениями, организацией Angel Plase/Webster Home, тремя школами округа Окленд, учреждением «Новые горизонты реабилитационных услуг», ОО «Сеть по вопросам инвалидности», ОО «Альянс семей Мичигана», ОО «Специальные услуги по уходу за здоровьем детей округа Окланд». Отдельные встречи происходили с Элизабет Бауэр, консультантом, адвокатом по защите прав детей и людей с ограниченными возможностями и их семей и другими экспертами.
Две недели обучения оказались для нас очень полезными и интересными. Опытные преподаватели, четко и слаженно организован учебный процесс, насыщенная, по минутам спланированная программа обучения – все это дало нам возможность узнать много нового о современных методах реабилитации детей - инвалидов, которые применяются в США. Мы действительно получили неоценимый практический и теоретический опыт и навыки, почерпнули много ценной информации от коллег из США, Украины, Австрии. У нас появилось много новых друзей.
Очень понравилось отношение гражданского общества к детям и вообще к с инвалидностью в их считаются инвалидами, если они работают и обеспечивают себя материальными благами. Но главное заключается в том, что эти люди сами не хотят признавать себя инвалидами, они стремятся не только ни в чем не уступать обычным жителям, но и превосходить их.
Незабываемыми и очень приятными останутся для меня все без исключения дни нашего проживания в американской семье Сьюзен и Билла, которая гостеприимно и радушно приняла нас в своем большом уютном доме, общение с ними, их детьми и внуками. Вообще, я пришла к выводу, что из уклада жизни американцев можно почерпнуть немало полезного. Прежде всего, это отношение государства к своим гражданам, забота как со стороны власти, так и со стороны рядовых американцев об экологии, безупречная чистота и порядок в городах, на улицах и в домах, здоровый образ жизни, оптимизм, жизнерадостность, доброжелательность друг к другу и к гостям, семейные отношения, почитание законов и, конечно же, культурные достояния.
Возвратившись домой, мы сразу же приступили к реализации планов по использованию знаний, полученных во время стажировки. Проведен семинар для работников Донбасского межрегионального центра профессиональной реабилитации инвалидов и руководителей общественных организаций и предприятий инвалидов по ознакомлению с инновационными системами реабилитации людей с инвалидностью в США. Проведены уроки доброты в общеобразовательных школах города на тему толерантного отношения учащихся к детям с инвалидностью. В ближайших планах - разработка проекта «Внедрение прогрессивных подходов для улучшения условий доступности центров реабилитации инвалидов и качества услуг, предоставляемых данными учреждениями» с использованием опыта, полученного в США.
Обсуждая результаты нашего пребывания в США, мы сошлись в мнении, нам в Украине необходима интеграция детей с инвалидностью в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы. Законодательством она гарантирована, но на практике не реализована. Наши основные проблемы: отсутствие средств для адаптации обучения; отсутствие навыков работы с такими учащимися у учителей школ; отсутствие учебников в доступных форматах для различных диагнозов; не все школы имеют архитектурную доступность для детей с инвалидностью. Если мы хотим построить толерантное общество, мы должны внедрять изменения в образовании. Нужно делать образование инклюзивным. Тогда инвалидность с детства будет восприниматься как естественное явление.
Я безмерно благодарна организаторам программы за предоставленную возможность участия в ней, полученный во время обучения полезный опыт, общение с позитивными людьми и высокопрофессиональными специалистами в сфере обучения и реабилитации США.
Соб.кор.
|