В Бахчисарайском специальном интернате детей готовят к самостоятельной жизни Весной здесь очень красиво — когда начинают цвести кустарники и деревья, а причудливые скалы, окружающие эту часть Бахчисарая, покрываются островками зелени. Неизменными, наверное, остаются только невысокий забор с синими воротами, а за ними — дежурный с красной повязкой и любопытные детские взгляды. Спальный и другие корпуса строились в 60-е годы прошлого века, а школьному зданию стукнуло уже 111 лет, его соорудил для себя бахчисарайский торговец. А сегодня по лестнице с высокими, будто отполированными ступеньками и массивными деревянными перилами каждый день в свои классы поднимаются ученики.
Программа, которую они осваивают, отличается от общеобразовательной. У сверстников дроби и уравнения — здесь сражаются с арифметикой, в обычной школе разбирают «Тараса Бульбу» — а тут пока пушкинские сказки и искренние маленькие сочинения о своих мечтах, мамах, бабушках и даже любимых мурках и жучках. Если спросить бахчисарайских старожилов, сколько времени находится здесь интернат, большинство только пожмут плечами: кажется, он был тут всегда... И это неудивительно — больше 60 лет прошло с тех пор, как место детдома для осиротевших во время войны ребятишек заняло специальное учебное заведение. Весь смысл его существования заключается в том, чтобы помочь найти свое место в жизни особенным детям. Дорогое время В этом году в первый класс Бахчисарайской специальной школы-интерната поступили двое братьев, старшему 11 лет. Мама — сама выпускница этого интерната, к тому же здесь уже учились ее старшие дети, несколько лет собиралась отправить сюда младших и наконец-то нашла для этого время. К сожалению, к таким династиям, когда вслед за родителями в интернат приходят их дети, педагогам не привыкать. Впрочем, дети с различными заболеваниями, следствием которых становится отставание в умственном развитии, появиться могут в любых семьях, необязательно неблагополучных. «Нередко родители в штыки воспринимают предложение направить ребенка на обучение к нам, — рассказывает заместитель директора по учебной работе Бахчисарайской специальной общеобразовательной школы-интерната I — II ступени Светлана Павловская. — Тем более что у мам и пап есть возможность настоять и на индивидуальном обучении, и на том, чтобы ребенок посещал обычную школу. Но всегда ли у родителей есть возможность уделять ему достаточно времени, сил, терпения? Мало просто любить своего сына или дочь, нужно постараться достичь того максимума развития, на который они способны, ведь от этого зависит их жизнь. Ситуацию нужно оценивать реально, исходя из возможностей ребенка. Например, у нас учится замечательная девочка — общительная, открытая, быстро все схватывает. Но у нее очень слабые двигательные функции, мелкая моторика вообще не сформирована, она не в состоянии писать. В обычной школе в классе около 30 учеников, и учитель просто не может равняться на ребенка, который весь материал вынужден осваивать устно». В школе-интернате часто повторяют, что пусть и не воспитают новых Софью Ковалевскую или Николая Лобачевского, зато при всех диагнозах и заболеваниях из каждого ученика постараются сделать человека, который сможет адаптироваться в обществе. А для этого очень важно не упустить время. Не так давно окончил школу юноша, который пришел сюда... в 14 лет. Мама почему-то решила, что если ребенок не такой, как остальные, то учеба ему не нужна, мальчика пристроили ухаживать за пожилой родственницей. Когда он все-таки попал в интернат, то за три года его удалось научить писать свое имя и общаться с другими детьми, чтение он толком так и не освоил. До иных премудростей, которые становятся выпускникам опорой в жизни, он не добрался, но, будучи хорошо развит физически, научился трудиться и сейчас работает на стройке. Тайны «Аптекарского домика» По утрам учителя и воспитатели получают «валюту» — скрины (местная денежная единица названа в честь директора интерната Александра Скринского), которые к концу дня большей частью оседают в карманах воспитанников. Успешной учебой, выполнением трудовых поручений, другими добрыми делами ребята зарабатывают скрины, которые являются законным платежным средством на территории учебного заведения. Идею поощрять детей таким образом привезла с одного из семинаров учитель труда. «А почему нет? Мы же должны научить их обращаться с деньгами, копить, рассчитывать траты, искать возможности заработка, то есть готовить к самостоятельной жизни за пределами школы, — говорит директор школы-интерната Александр Скринский. — У нас скопилось какое-то количество одежды и обуви из гуманитарной помощи, которая просто лежала, — детей к тому времени мы уже хорошо одевали, в новое. Вот эти запасы и стали основой магазина, где за скрины можно купить все, что понравится. Так вся школа была вовлечена в деловую игру «Школьный магазин». Теперь только успеваем пополнять запасы товаров в магазине. Каждый владелец скринов явно делает успехи в счете, у него появляется бережное отношение к вещи, которую приобрел, — скажем, ребенок купленную ручку или тетрадку не бросит, рассчитывая на то, что все равно выдадут новую. Среди магазинных запасов немало неходовой одежды взрослых размеров, и некоторые дети всю неделю копят скрины, чтобы к выходным, когда поедут домой, отвезти маме подарок — кофточку или туфли». В интернате дети ничем не обделены, в том числе и в сластями, и одно время конфетные фантики, валяющиеся во всех уголках двора, стали настоящим бедствием. Но как только за эти бумажки стали платить местной валютой, вокруг воцарилась чистота. Дети собирали их и обменивали на «деньги». Из конфетных оберток здесь с увлечением мастерят поделки — елочки, букеты цветов, подставки для ручек и многое другое. Маленькое старинное здание, которое называют «Аптекарским домиком» (когда-то здесь действительно жил греческий аптекарь и, наверное, тут же отпускал лекарства), вмещает и упомянутый магазин, и кабинет социально-бытовой ориентировки. В нем дети учатся всему, что им пригодится в жизни: гладить рубашки, пришивать пуговицы, даже общаться с работодателем и заполнять необходимые документы. Иногда такие уроки проходят в виде экскурсий: в магазин, на почту — в общем, туда, куда рано или поздно придется обратиться каждому. «Наши дети не живут в изоляции, они посещают городские праздники, в местной библиотеке ребята всегда желанные гости, участвуют в спортивных соревнованиях специальной олимпиады, бывают в цирке, театре, даже ездили в ялтинский зоопарк, — перечисляет Светлана Павловская. — Сейчас много говорят об инклюзии, включении особенного ребенка в общество — и мы ведь как раз этим занимаемся. К сожалению, в нашей стране в ближайшие годы не исчезнут бедность, неблагополучные семьи, не появится у всех родителей возможность дома воспитывать ребенка, который отличается от других. Значит, потребность в специальных интернатах не исчезнет. Создавая новое, не стоит отказываться от того, что давно доказало свое право на существование». Время от времени в специальную школу-интернат приезжают соседи и друзья — ребята из крымской гимназии-интерната для одаренных детей. Это как соприкасаются два мира, два полюса возможностей. И оказывается, с пользой для всех. Не только строители Ни один диагноз, ни одна болезнь не повод заранее жалеть выпускника и делать прогнозы, каково ему придется в жизни. Во-первых, иногда ребенок выравнивается настолько, что уходит из интерната в самую обычную школу. Во-вторых, бывшие ученики то и дело преподносят сюрпризы. Бывает, грустные, например, когда сами проходят путь своих неблагополучных родителей. Но нередко и приятные. «Юношей мы учим ремонтировать обувь, и порой, когда они возвращаются домой, умение зашить ботинок, поставить латку, набойки дает возможность заработать себе на хлеб, — приводит пример Александр Скринский. — Переживаем за детей с инвалидностью, их не берут в училища, у них почти нет шансов устроиться на работу. Хотя и здесь есть исключения. Помню, был у нас мальчик с ДЦП, в начальных классах еле ходил, потом просто расцвел — на физкультуре бегал отлично, дальше всех теннисный мяч метал... У нас освоил основы штукатурного дела, но устроить его учиться дальше не получилось. А не так давно встречаю его в Симферополе с полной сумкой инструментов, довольного, веселого, — оказывается, теперь он с отцом квартиры ремонтирует и хорошо зарабатывает! Между прочим, жениться собирается». От другого воспитанника никто и не ожидал успехов — ни учиться, ни думать о том, как жить и чем зарабатывать, он просто не хотел. А тут приезжает на встречу выпускников и на дежурный вопрос о работе ошарашивает директора ответом: «На рынке торгую продуктами, овощами, фруктами!» Тот только ахнул: «Так ты же считать почти не умел!» Оказывается, научился, да еще как: если сначала его могли обмануть при расчетах, то теперь он и сам может обвести вокруг пальца невнимательного покупателя. Одна из выпускниц интерната сейчас трудится кассиром в банке, ее считают ответственным и исполнительным работником. Аттестат об окончании вспомогательной школы не помешал найти свое место в жизни и двум братьям-ялтинцам, которые сначала приводили воспитателей в отчаяние своей гиперактивностью. Сейчас один работает строителем, а второй стал... предпринимателем, у него есть свои наемные работники. В школе стараются отслеживать судьбы бывших учеников. Есть среди них не только сапожники и строители, но и продавцы, служащие, столяры, даже спортивные тренеры. Одна из девушек стала женой священника и мамой двух своих и трех приемных ребятишек. Если человек смог найти свое место под солнцем, значит, он оказался подготовленным к жизни, пусть даже болезнь дала ему меньше стартовых возможностей, чем остальным. Наталья Якимова Фото: Дети учатся обращаться с деньгами: в этом магазине берут только местную валюту "Первая крымская"
|