О проблемах инвалидов-колясочников корреспонденту «Харьков. Комментарии» рассказала руководитель общественной организации «Креавита» Елена Шингарева. 
Переходы между платформами на ЮЖД очень неровные и самостоятельно преодолеть их невозможно - Елена, уровень доступности Харькова для человека на инвалидном кресле сейчас зачастую оценивают в разрезе подготовки к Евро-2012, до которого осталось всего полгода. Насколько готов город к приему болельщиков с физическими ограничениями? - Что касается Евро-2012, то начнем со стадиона. «Металлист» по сути, завершил реконструкцию два года назад и все это время мы привозим на каждый футбольный матч болельщиков с различными формами физических ограничений. И вносим свои предложения, как сделать доступность стадиона лучше, руководство к нам прислушивается, и таким образом мы двигаемся вперед. Например, было поставлено ограждение, которое находилось на уровне глаз, человека в инвалидном кресле. Сейчас его понизили, и уже ничего не препятствует обзору. Пару месяцев назад появились специализированные санузлы, причем размер кабины даже больше чем нормативные. Сейчас на стадионе места для людей в инвалидных креслах - это 20-22 трибуна на восточной стороне и с 1 по 9 на западной. Всего около 80 мест. Это самые лучшие трибуны и места находятся на нулевом ряду, таким образом, сзади могут разместиться люди, передвигающиеся с помощью протезов и палок, либо расположиться сопровождающие. Всего на сегодняшний день на «Металлисте» 104 специальных места, тридцать из них - это места для незрячих людей. Предусмотрена трансляция на радиоволне и люди смогут с помощью наушников получают информацию о ходе матча. Однако, есть и проблема Она связана инвалидами по слуху. Дело в том, что они могут расположиться на любом месте, но при этом нет зоны, где бы хорошо был виден сурдопереводчик, а также нет специального табло, где бы шел текст для таких людей. Справедливости ради стоит отметить, что это есть далеко не на всех европейских стадионах. Так что в целом «Металлист» готов принять болельщиков с физическими ограничениями. - А как человеку с физическими ограничениями добраться до стадиона? Как обстоит дело с транспортной доступностью? - Благодаря тому, что харьковский аэропорт открылся недавно, при его строительстве были выполнены все требования доступности, но есть одна проблема - это отсутствие амбулифта. То есть, не обеспечена посадка в самолет для людей, передвигающихся на инвалидном кресле. Из-за этого Харьков уже получил дурную славу - летом в наш город приезжал немец, которому пришлось спускаться по трапу, что привело к скандалу. На данный момент два сотрудника аэропорта вручную заносят человека по трапу на борт самолета. Это неудобно и не цивилизованно. Тем более, что в состав семьи УЕФА входит Джойс Кук женщина, передвигающаяся на инвалидном кресле, и она обязательно будет на матчах Евро-2012. Что касается транспорта из аэропорта, то добраться до стадиона можно на низкопольном автобусе или троллейбусе, которые постоянно курсируют до стадиона. Сейчас в Харькове 92 таких автобуса и 52 троллейбуса. А вот на ЮЖД - доступность хуже. Переходы между платформами они очень неровные и самостоятельно преодолеть их невозможно. Так что повезет тем, кто будет прибывать на первую платформу у которой есть очень удобный пандус. Кроме того, у нас недоступны билетные кассы и нет доступного санузла. Человек на инвалидном кресле может уехать с ЮЖД на стадион можно только с помощью инватакси. Метро у нас пока тотально недоступный вид транспорта и только на строящейся станции метро «Победа» предусмотрен лифт. Что касается автовокзала, там ситуация лучше. Он находится всего 1400 метрах от стадиона и можно добраться до «Металлиста» самостоятельно. Либо воспользоваться низкопольными автобусами и троллейбусами, чтобы подъехать до остановки «Державинская», которая всего в нескольких сотнях метра от стадиона. - Елена, вы несколько раз сказали о низкопольных автобусах и троллейбусах. Они действительно в большом количестве появились в нашем городе, однако, чтобы в них смог заехать человек на инвалидном кресле, водитель должен выйти и разложить пандус. К сожалению, делается это далеко не всегда. Как бороться с этим человеческим фактором, который сводит на нет все технические возможности? - Действительно, проблема человеческого фактора очень серьезная проблема. Поэтому нельзя пока говорить, что количество доступных транспортных единиц перешло в качество. Поэтому у нас есть договоренность, что в ближайшее время проведем обучение и объясним водителям этику взаимодействия с людьми с физическими ограничениями, а также будем внимательно контролировать их работу. - Допустим, с транспортом вопрос решен. Но до остановки еще нужно добраться, а насколько я знаю, в нашем городе это очень непростая задача. - Да, пешеходно-тротуарная зона это самый слабый пункт в доступности Харькова. К сожалению, на пути человека на инвалидном кресле постоянно возникают непреодолимые препятствия в виде бортового камня. По постановлению Кабмина №146 его высота должна быть не более 2,5 сантиметра. Однако, в радиусе полуторакилометровой зоны проектной документацией определено 408 пешеходных переходов, где должно быть выполнено понижение бортового камня. К сожалению, в реальности этого не делают даже там, где сейчас идет капитальный ремонт. Более того, в некоторых местах, где у людей была возможность переезжать, поставили более высокие бордюры. Поэтому мы в ближайшее время сделаем своеобразный рейд и покажем городским властям сложившуюся ситуацию, и я надеюсь, в оставшиеся до Евро-2012 полгода ситуация изменится. - Елена, вопрос пикантный, но очень важный. Как обстоит дело с наличием в Харькове туалетов для людей передвигающихся на инвалидном кресле? - Это сложный вопрос. Их катастрофически мало. Есть надежда, что в реконструированном парке Горького будут специализированные санузлы. В оперном театре проводят необходимую реконструкцию. Появился санузел на автовокзале. Однако, что касается остальной городской инфраструктуры, в частности санузлов на улице, они не доступны. - А какая ситуация с отелями? - К сожалению, из абсолютно доступных я могу назвать лишь гостиницу «Виктория» и пятизвездочный отель «Харьков Пэлас». В них выполнены все нормативы. Возможно к ним присоединится гостиница «Аврора», где внутри все доступно, но снаружи ненормативный пандус. Но они сейчас расширяются и обещают, что второй вход будет доступный. В гостинице «Мир» - есть пандус, лифт, однако из номеров доступны лишь люкс и полулюкс, потому что только в них достаточно широкий проем в санузел. В остальных номерах человек на коляске заехать не сможет. Та же проблема в гостинице «Локомотив». Возможно, проблему решат с помощью реконструирующихся сейчас общежитий. Там устанавливают пандусы и иногда, даже делают специализированные номера, которыми смогут воспользоваться люди на колясках. Это очень важно, ведь гостиницы 5 и 4 звезды полностью отданы под семью УЕФА. - А насколько доступны наши магазины? - К счастью, супермаркеты – это американские или европейские проекты. Поэтому есть и пандусы, и специализированные санузлы. Это яркий пример доступности, которая в Европе и Америке давно стала нормой. Надеюсь в скором времени и у нас в городе и стране, для человека в инвалидном кресле будут открыты все двери. Фото: Харьков. Комментарии Беседовал Влад Руденко Харьков. Комментарии
|