
Что означает понятие «инклюзия»? Зачастую дети с отклонением в развитии и психофизическом здоровье, получают образование вне класса. Эта практика противоречит принципу равенства, исходя из которого, все дети имеют право получать образование в школе, расположенной на территории, где они проживают. Проблема, однако, в том, что суть «интеграции» относится к индивидуумам или группам с особыми потребностями и эти ученики должны приспособиться к установленному порядку. Инклюзия означает, что все ученики участвуют на равной основе, как в учебном коллективе, так и в обществе. И это означает, что система должна приспособиться к индивидууму. Эти и другие проблемы стали предметом обсуждения Всекрымского семинара-тренинга «Дети с особыми потребностями в инклюзивном пространстве общеобразовательного учебного заведения» в рамках проекта «Право детей с инвалидностью на доступное среднее образование», который проходил 22-23 марта 2012 года в Республиканском высшем учебном заведении «Крымский гуманитарный университет». Организаторами семинара выступили Посольство Королевства Нидерландов и Республиканское высшее учебное заведение «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта), а также Региональный центр высшего образования инвалидов данного вуза. С приветственным словом к участникам семинара обратился доктор педагогических наук, профессор, первый проректор РВУЗ «КГУ» (г. Ялта) Николай Яковлевич Игнатенко и ознакомил с приоритетными направлениями деятельности университета. Руководитель проекта и Регионального центра высшего образования инвалидов Крымского гуманитарного университета, кандидат педагогических наук, доцент Юлия Валериевна Богинская рассказала об основах инклюзии и интеграции, а также нормативно-правовом обеспечении инклюзивного образования детей с особыми потребностями. По словам Ю. В. Богинской, дети с особыми потребностями должны быть вовлечены в среду обычного образовательного процесса, то есть развиваться и обучаться в кругу сверстников, а не изолированно. Основной задачей, стоящей перед нами на сегодняшний день является изменение отношения взрослых к детям с инвалидностью и всячески способствовать развитию инклюзивного образования. Доклад с презентацией на тему «Создание инклюзивного общества на примере Харьковской области представила заведующая кафедрой социальной педагогики Харьковской гуманитарно-педагогической академии Ольга Игоревна Рассказова, в котором поделилась опытом и разработками в сфере инклюзивного образования. Особенно запоминающимся было выступление студентки третьего курса специальности «Социальный педагог» Харьковской гуманитарно-педагогической академии Марины Миловановой. Докладчица представила публике снятый фильм и видеоролик, где были показаны фрагменты ее работы с детьми-дошкольниками с синдромом Дауна. Данный фильм затронул душу и сердце каждого сидевшего в зале. Семинар вызвал значительный интерес: его аудиторию составили 62 специалиста крымских общеобразовательных учебных заведений, из них: 25 учителей начальных классов, 30 представителей социально-психологической службы (социальные педагоги и практические психологи), 7 учителей-логопедов и дефектологов. Большинство участников представляли сельские учебные заведения Крыма. Проведение Всекрымского семинара-тренинга «Дети с особыми потребностями в инклюзивном пространстве общеобразовательного учебного заведения» дало возможность специалистам сельских школ Крыма рассмотреть и обсудить насущные проблемы инклюзивного образования детей с особыми потребностями, а также получить практические навыки в организации «уроков толерантности». Всем участникам семинара-тренинга были вручены сертификаты и учебно-методические материалы. Любовь и толерантность – одни из важнейших качеств любого педагога. Именно здесь – в Крымском гуманитарном университете – создаются все условия для качественного обучения лиц с инвалидностью. Дружелюбная атмосфера высококвалифицированных педагогов и студентов, ялтинский тёплый климат, морской воздух, именно то, что способствует успешному образовательному процессу. И это не последний семинар об инклюзивном образовании детей с особыми образовательными потребностями. Уже в сентябре месяце в Крымском гуманитарном университете запланировано проведение семинара для администрации учебных заведений АР Крым «Доступность и безбарьерность учебных заведений для детей-инвалидов», а также открытие Ресурсного сектора сопровождения инклюзивного обучения детей с особыми потребностями. 0654.com.ua
|