Проблемы детской инвалидности не новы. Более того, с падением жизненного уровня большинства населения, обесценивания размеров пособий на ребенка-инвалида они возрастают. Общеобразовательные школы могут обучать индивидуально только инвалидов общих заболеваний.
Но в нашем регионе, в том числе и в Павлограде, рождаются и живут дети с диагнозами: ДЦП, ЗПР, умственная отсталость, дезинтегративное расстройство детского возраста, аутизм, синдром Дауна, нарушениями разной степени, с комбинированными дефектами и другие. Их родители часто ощущают себя просто загнанными в угол из-за недостаточной поддержки со стороны государства и сограждан.
Что делать?
В Павлограде первые шаги организованного обучения детей с тяжелыми случаями инвалидности уже сделаны. На базе МСЧ № 7 открыт Центр реабилитации детей-инвалидов. В августе 2009 года открыто первое не только в Павлограде, но и в Днепропетровской области учебное заведение семейного типа для детей-инвалидов с нарушением интеллекта разной степени, которые не задействованы в действующей государственной системе образования и воспитания, - «Школа Ирины». Ее основали родители ребенка, ставшего жертвой врачебной халатности. Пятимесячная Аринка Рыбас после обычной прививки стала инвалидом. В два годика девочку отвезли в Киев, в школу инвалидов, с ней были мама и брат Роман. Именно там Ирина Рыбас училась работать с такой категорией детей и последние три года обучения дочери в киевской школе уже самостоятельно вела в ней уроки. И там же они с мужем Андреем решили открыть подобное заведение в Павлограде, чтобы помочь несчастным детям и их родителям.
«Школа Ирины» работает по графику обычной школы - пять дней в неделю. Учебный день начинается с музыкального приветствия. Потом в расписании четыре урока по 30 минут. С 11 часов до 11.30 - большая перемена, дети переходят из класса в столовую на завтрак. Мамы и педагоги школы готовят для всех бутерброды, чай. Дети отдыхают и, как умеют, общаются.
В учебном плане школы 15 предметов, среди них - математика, развитие речи, чтение, письмо, самообслуживание, музыка, труды, физкультура, слово Божье. По основным предметам изучается 16 тем. Особое место занимают индивидуальные занятия со специалистами: логопедом, психологом, преподавателями музыки, труда, физкультуры, рисования.
Здесь учатся и дети, и мамы
Я пришла в школу в обычный рабочий день. Встретилась с руководителями заведения - Андреем и Ириной Рыбас, родителями и детьми, побывала на занятии по сенсорному развитию. В Школе пока что два класса, хотя, по словам ее руководителей, нужно пять. Кроме деления детей по возрастам, их желательно развести еще и в группы по развитию интеллекта. Пока что они смешаны, и работать учителю трудно вдвойне. Ведь самой старшей ученице - Тане - 27 лет, самому маленькому - Роме - всего пять. Есть разговаривающие и не разговаривающие дети, с разной степенью умственного развития.
Что необычно в «Школе Ирины», так это то, что на занятиях рядом с детьми сидят мамы. И они такие же ученицы! Родители много полезного узнают от Ирины Владимировны. И вместе с детьми складывают паззлы, определяют кружочки по цветам, рисуют, лепят, вырезают. Мамы получают домашнее задание и выполняют его со своими чадами дома.
«В «Школе Ирины» мы уже три года, с первых дней ее работы, - рассказывает Татьяна Лященко, мама 24-летнего Васи. - Результаты, безусловно, налицо. Вася уже запоминает и даже рассказывает стихи, сам просит садиться за выполнение домашнего задания, чего раньше не было. Занятия по самообслуживанию очень помогают - Вася теперь хозяйственный до щепетильности, от всех членов семьи требует выполнения режима».
«Я увидела сюжет о «Школе Ирины» по телевизору, - сказала Лиля Попенко. - Наш ученик самый маленький в школе, ему только пять лет. Но Ромка уже занял второе место в городских соревнованиях по легкой атлетике! - с гордостью показывает Лиля грамоту. - Разве раньше я могла мечтать об этом? До Школы я сидела с Ромой дома, никуда не выходила, забила себя. Сейчас же мы оба заняты делом: уроки, домашние задания. Рисуем, лепим, песни поем. Вместо речи у Ромы пока получаются бессознательные звуки, но он, наблюдая и копируя Ирину Владимировну, уже говорит осознанно слова «дай», «иди», другие. Развивается ассоциативное мышление: если достали из холодильника колбасу – значит, нужно нести нож. Сын стал усидчивее, внимательнее. У нас есть и старшие сыновья – Руслан (ему 25 лет) и Денис (24 года). Они обожают Ромку, и мы не замечаем, что у него болезнь Дауна. Все трое пацанов у меня - золотые!» (смеется)
В это время зазвенел звонок. Дети с мамами стали выходить из кабинета. Но вот кто-то из детей заупрямился, запсиховал. К нему подошла Ирина Владимировна и мягко, по-матерински, обратилась к ребенку, протянув руку: «Пойдем с Ирой…»