Бодрая, энергичная и смотрящая с оптимизмом в будущее Наталья Гайдай является представителем феодосийской общественной организации Ассоциации родителей детей-инвалидов «Ангелочек». Когда ее дочери исполнилось четыре года, девочке поставили неутешительный диагноз - синдром «аутизма». Однако женщина руки не опустила и вместе с другими родителями детей с ограниченными возможностями приняла участие в создании организации, с надеждой, что их совместная деятельность поможет их детям адаптироваться в обществе.
- Когда назрела необходимость создания общественной организации «Ангелочек»? - Мы столкнулись с тем, что все родители детей-инвалидов нуждаются в определенной помощи, в зависимости от заболевания ребенка, и все мы пытаемся обратиться в какие-то инстанции, но каждый сам по себе добиться не может практически ничего. Речь идет даже не о материальных благах, а о создании определенного центра, где дети с ограниченными возможностями Феодосийского региона могут получать квалифицированную помощь педагогов для дальнейшей адаптации в обществе. Для того чтобы они могли не просто сидеть и смотреть дома телевизор, а могли общаться со здоровыми детьми и взрослыми. Для того чтобы это было действительно инклюзивное общение, когда здоровые дети толерантно относятся к детям с ограниченными возможностями. - Как проходит обучение детей с диагнозом «аутизм»? - Врачи очень скептически относятся к обучению детей с аутизмом. Есть очень много детей в Украине, которые в пять-шесть лет ничего не умели и не показывали никаких способностей, а сейчас в 12-15 лет они имеют энциклопедические знания, учатся в обычных классах, хотя у них остались особенности в поведении - они не могут сориентировать себя в общении с людьми. Однако практика показывает, что они обучаемы, хотя раньше в это никто не мог поверить. Когда лет шесть-семь назад у нас был совместный проект с финнами, и выполнение условий гранта контролировалось, то дети с диагнозом «аутизм» действительно обучались в школе. Как только проект с финнами закончился, их всех потихонечку из школы «попросили». Действительно, такие дети очень сложные и к ним нужен особый подход, а у нас нет необходимой педагогической базы для того, чтобы обеспечить им соответствующий учебный процесс. Инклюзивное преподавание предполагает наличие при каждом ребенке с особыми потребностями наличие педагога-адаптора, который должен удерживать внимание ребенка и направлять его в рамках деятельности школьной программы. Однако сейчас здесь эти программы не финансируются. - Кто помогает «Ангелочку» в адаптации детей? - Нам очень помогает директор средней школы №13 Наталья Левина, которая по своей инициативе организовала дошкольную подготовку для детей с ограниченными возможностями. Она очень хороший человек и горит своей работой. Наталья Левина заключила договор с преподавателями феодосийского Центра детского творчества, которые занимаются с нашими детьми. Кроме того, им помогает психолог и дефектолог тринадцатой школы. Однако вся эта работа происходит по инициативе самих педагогов, Управление образования навстречу идет неохотно. Я в прошлом году обратилась в исполнительный комитет Феодосийского горсовета с просьбой открыть класс для детей с ограниченными возможностями, мне пообещали, что по решению медико-педагогической комиссии этот вопрос будет рассматриваться в августе 2012 года. Сейчас Управление образования не выделяет нам группу меньше 15 человек, но когда так много детей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку очень сложно и педагогическая работа оказывается неэффективной. - Как наше общество воспринимает детей с ограниченными возможностями? - Расскажу на своем примере. Все, кто знает нашу семью и нашу ситуацию, конечно, они относятся с пониманием. Но у многих людей поведение моей дочери вызывает настороженность, ведь, внешне по ней не видно, что она не такая, как все. Люди у нас, в основном нормальные, с уважением относятся к таким детям, особенно, когда им объясняешь ситуацию. Просто о проблеме инвалидов надо чаще говорить и объяснять обществу, что это такие же люди, только с ограниченными возможностями. Недостаток информации и социальных программ пока не может в одночасье сделать наше общество терпимым и толерантным. В чем больше всего нуждается «Ангелочек»? - Самая болезненная тема - это отсутствие специалистов. Во-первых, нет людей, которые готовы заниматься с детьми-аутистами, во-вторых, для тех, кто все же выразит такое желание, необходимы деньги чтобы ездить на тренинги, семинары и обучаться, как правильно работать с такими детьми. В горсовете мне пообещали, что, в принципе, могут найти деньги на обучение таких специалистов, но желающих пока нет. Поэтому я хочу обратиться ко всем неравнодушным психологам и педагогам, у кого возникнет желание заниматься с детьми-аутистами и сотрудничать с «Ангелочком», мы будем рады таким специалистам и поможем, чем сможем. У нас есть мечта - открыть центр с преподавателями, куда все дети с ограниченными возможностями могут прийти и найти себе занятие по душе, будь это музыка или рисование, а также друзей. Но проблема в том, что даже если мы найдем грант для открытия такого центра, то у города сейчас нет возможности финансировать оплату коммунальных услуг, а также зарплату специалистам, которые будут заниматься с детьми-инвалидами. - Какую помощь нужно оказывать родителям детей с ограниченными возможностями? - Родители детей-инвалидов в течение долгого времени находятся в состоянии глубокого стресса. Это приводит к естественной усталости. Многие мамы очень часто после рождения ребенка активны, а потом, когда ребенок подрастает, у них опускаются руки - обреченность и бессмысленность своего существования многих приводит к пассивному образу жизни. Если бы в нашем государстве была нормальная адаптация детей с ограниченными возможностями и их родителей в обществе, то на эти проблемы смотрели бы иначе, а к таким детям было непредвзятое отношение. Родителям детей-инвалидов крайне необходима помощь психолога, их необходимо понять. - Что вы посоветуете родителям, у которых родился здоровый ребенок, но они не уделяют должного воспитания своим детям? - Пока сам не столкнешься с каким-то горем, то не понимаешь ценность своей радости. Поэтому я порекомендовала бы родителям здоровых деток, больше уделять им внимания и заниматься их воспитанием. Кроме того, мы будем рады, если родители таких детей будут приводить их на совместные мероприятия и праздники с нашими – именно в такие моменты происходит очень глобальная переоценка жизненных приоритетов, и начинаешь ценить жизнь и здоровых детей. Анна Кузнецова Информационный сайт газеты «Кафа»
|