До конца года на нужды инвалидов государство планирует дополнительно выделить почти 800 млн грн. Сумеет ли правительство наскрести эту сумму в финансовых "закромах родины"?
1 августа Кабмин утвердил Государственную целевую программу "Национальный план действий по реализации Конвенции о правах инвалидов" на период до 2020 года. Ориентировочный объем ее финансирования предусмотрен на уровне более 14 млрд грн. Из них на 2012 год – 779 млн грн. Все средства должен обеспечить государственный бюджет.
На что же планируется направить "казенные" деньги? КМУ намерен ежегодно создавать 14-15 тыс. новых рабочих мест для граждан с ограниченными физическими возможностями (до 2015 г. - до 706,2 тыс., к 2018 г. - до 750,3 тыс., в 2020 г. - до 794,6 тыс).; обустроить объекты общественного и гражданского назначения, транспортную инфраструктуру с учетом потребностей инвалидов (до 2015 г. - до 15%, до 2018 г. - до 35%, в 2020 г. - до 50%); полностью обеспечить этих людей необходимыми техническими и другими средствами реабилитации и т.д.
Но не превышают ли эти благородные желания (наполеоновские планы?) финансовые возможности госказны? Не сложится ли так, что эти обещания (предоставление которых "случайно" совпало с приближением парламентских выборов) уже, скажем, со следующего года не будут выполняться? Или будут финансироваться за счет наращивания госдолга, возвращать который придется нашим детям и внукам?.. На самом деле, далеко не обязательно, что сработают пессимистические сценарии. По крайней мере, основания надеяться на это дают "детенизационные" достижения налоговиков и таможенников.
Налоговые шерлок холмсы
Если судить по официальной статистике и публичных сообщениях, в последнее время налоговой удается очень даже успешно выводить на "свет" представителей "теневого" бизнеса.
Показательными здесь являются результаты борьбы с едва ли не самыми прибыльными нелегальными производителями спиртного. Так, впервые за несколько лет в Украине стремительно растет легальное алкопроизводство. За январь-май оно увеличилось на 13,6% по сравнению с этим же периодом 2011-го. Стабильность потребления "огненной воды" в стране на таком фоне означает, что это стражи госказны "побудили" нелегальных производителей работать в законном поле. По экспертным оценкам, в целом за первое полугодие-2012 объем рынка контрафактной водки сократился до 10-15%, по сравнению с 40% в 2011 году.
Как следствие указанных тенденций, за январь-июль Государственная налоговая служба перечислила в госбюджет на 16,2% больше платежей по акцизному налогу на ликеро-водочные изделия (более 2 млрд грн), чем за аналогичный период прошлого года. Это при том, что общие акцизные поступления в бюджет выросли в это время в полтора раза меньше - на 10,8%.
Очевидно, что такие результаты стали возможными в т.ч. благодаря более активному контролю фискалами соблюдения торговцами установленных государством минимальных розничных цен (на сегодня - 26,1 грн за 0,5 литра водки, 18 грн - за 0,7 литра вина и вермута).
Теоретически дополнительно увеличить доходы госбюджета может и инициированное правительством в мае повышение минимальных розничных цен на водку до 30,5 грн за 0,5 литра. А еще - предложенное Министерством финансов усиление контроля налоговиков за вывозом спирта из спиртзаводов, что сильно ударит по теневым "самогонщикам".
Достаточно заметны достижения налоговиков и на интернет-"фронте". Так, несколько недель назад руководитель или не самого интернет-магазина электроники Rozetka.ua В. Чечеткин публично "раскаялся" за нарушения компанией налогового законодательства и рассказал о доплате налогов на 5 млн грн. "В апреле налоговая выдвинула обвинения против нас. За это время мы разобрались с ситуацией, признаем правомерность обвинения", - отмечал предприниматель, добавив, что в ближайшее время Rozetka.ua оплатит штрафы в размере около 1 млн грн.
Сейчас ГНСУ добивается, чтобы интернет-магазины работали с кассовыми аппаратами. Ведомство ожидает согласования соответствующего проекта закона от профильных министерств, чтобы на правительственном уровне дали четкий сигнал, должны ли интернет-торговцы пользоваться регистраторами расчетных операций. Здравый смысл подсказывает, что "интернетчики" обязаны это делать, как и "классические" магазины. Это было бы, по крайней мере, справедливо, ибо почему одни предприятия должны платить налоги, а другие - нет?..
Использование интернет-торговцами кассовых аппаратов должно нанести ощутимый удар по контрабанде и "серому" импорту электроники, бытовой техники. Продавать товары, которые незаконно попали на территорию государства (и с которых не были уплачены все причитающиеся налоги), станет практически невозможно. Следовательно налоговым "уклонистам"-минизаторам придется работать "по-белому". Благодаря этому бюджет может получить дополнительные доходы, в т.ч. таможенные.
Таможенные эркюли пуаро
Способствовать борьбе с "теневым" бизнесом в Украине должно подписание соглашения об информационном сотрудничестве между Государственной таможенной и Государственной налоговой службами. По подсчетам фискалов, обмен информацией между ведомствами позволит уже в 2012 г. увеличить поступления в бюджет на 1 млрд грн. - за счет более эффективного отслеживания налоговых рисков и контроля субъектов хозяйствования при осуществлении экспортно-импортных операций.
Но это в значительной степени все-таки дело перспектив – ГТСУ и ГНСУ еще нужно притереться друг к другу, чтобы научиться реально плодотворно сотрудничать друг с другом.
Насколько же результативно Таможенной службе удается самостоятельно "воевать" с "теневым" бизнесом?
По данным НБУ, в июне текущего года объем импорта товаров в Украину в денежном выражении был почти таким же, как в июне прошлого года (6,90 млрд долл. и 6,77 млрд долл. соответственно). По логике вещей примерно таким же должно быть и соотношение таможенных платежей в бюджет. Однако статистика свидетельствует, что произошел рост таможенных поступлений почти на треть (32%).
Как отмечал народный депутат, член парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Василий Горбаль, такую динамику можно объяснить именно эффективностью борьбы таможенников с контрабандой и "серым" импортом (в последнем случае, собственно, с распространенным до недавнего занижением таможенной стоимости товаров, из-за чего госбюджет меньше получал доходов). "Очевидно, что одни и те же товары стали корректнее классифицироваться. То есть рост таможенных платежей - это результат детенизации импорта ", - считает парламентарий.
Как сообщало DT.UA со ссылкой на данные таможни, со вступлением в силу нового Таможенного кодекса средний уровень таможенной стоимости товаров уменьшился на 17,7% (с 1,24 до 1,02 долл. США за кг) – из-за либерализации системы таможенного контроля. "В условиях нового Таможенного кодекса контроль правильности определения таможенной стоимости сведен к проверке расчета, проведенного декларантом, т.е. проверки правильности арифметических действий сложения составляющих таможенной стоимости к цене товаров", - констатировали таможенники. В связи с этим они предлагали внести изменения в Таможенный кодекс и расширить им право корректировать таможенную стоимость.
Очевидно, что описанный выше тренд должен привести к снижению таможенных доходов бюджета, а они - существенно возрастают... По мнению руководителя одной из крупнейших столичных брокерских компаний, такую противоречивость можно объяснить качественным пост-аудит-контролем (дополнительные проверки предпринимателей после растаможивания товаров), который с 1 июня начали активно проводить сотрудники ГТСУ.
"Насколько я слышал, штат структурного подразделения Таможенной службы, который занимается пост-аудитом, был существенно увеличен, - рассказывает анонимно наш собеседник. - Рост проверок приносит свой результат, поскольку иногда предпринимателям донасчитываются определенные налоги. Вообще-то это закономерная система работы – если на границе процесс таможенного оформления значительно ускорился, таможенники менее активно осматривают грузы и т.д., должны быть какие-то компенсаторы. Так работает весь цивилизованный мир. Бюджет от этого, думаю, будет только выигрывать".