Внесенные в законодательство изменения требуют от государственной службы занятости повышения ответственности за содействие трудоустройству инвалидов. Качественное обслуживание такого сложного контингента клиентов может быть обеспечено специалистами службы занятости при условии их тесного сотрудничества с социальными партнерами, которые занимаются вопросами социально-трудовой адаптации инвалидов. Прежде всего, это медико-социальные экспертные комиссии. Ими проводятся экспертизы профессиональной пригодности совершеннолетних инвалидов. Специалистам государственной службы занятости, которые привлекаются к работе этих комиссий, необходимо передавать этому ведомству информацию о состоянии рынка труда региона, потребности работодателей в количестве рабочей силы и требования к ее качеству. Именно такой подход будет способствовать совершенствованию рекомендаций МСЭК по трудовой адаптации каждого отдельного инвалида. Кроме того, надо учитывать, что в общем количестве инвалидов почти 80% - это инвалиды труда, т.е. лица, которые уже имеют трудовой опыт. Значительная часть иx стремится работать. При обслуживании таких клиентов специалисты службы занятости могут воспользоваться нормами законов Украины "Об охране труда" и "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности", которыми утверждены права инвалидов труда и обязанности работодателей по их трудовой реабилитации. Сотрудничество службы занятости с органами социальной защиты местных государственных администраций и органами местного самоуправления должно осуществляться как информационный обмен о состоянии рынка труда и перспективах создания новых рабочих мест. Такая информация должна учитываться при направлении инвалидов в центры профессиональной реабилитации для приобретения ими новых профессий и навыков с целью дальнейшего максимально возможного трудоустройства. Внесенные в действующее законодательство изменения значительно повлияли на отношения между государственной службой занятости и структурами Фонда социальной защиты инвалидов по предоставлению услуг инвалидам, зарегистрированным в качестве безработных. Это, в первую очередь, касается предоставления образовательных услуг - обучение, переобучение и повышение квалификации за счет этого фонда. Кроме того, систематический обмен информацией между Фондом социальной защиты инвалидов и службой занятости о создании новых рабочих мест на предприятиях за счет 4% квоты, а также кредитовании, предоставлении дотации и помощи работодателям для создания специализированных рабочих мест за счет фонда сможет значительно повысить эффективность работы службы занятости по трудоустройству инвалидов. Наиболее сложной и ответственной стороной деятельности центров занятости было и остается сотрудничество с работодателями. Надо отметить, что при предоставлении информации о вакансиях работодатели признают, главным образом, право инвалидов работать на наименее привлекательных и низкооплачиваемых рабочих местах. Вместе граждане с некоторыми ограничениями, которые имеют определенное образование и опыт, могут выполнять работы или функции без приспособления рабочих мест, и поэтому такие вакансии могут быть заполнены инвалидами. Специалисту, который непосредственно общается с инвалидом по поводу его трудоустройства, нужно проявлять лучшие человеческие качества: чуткость, внимательность, вежливость, уважение к человеку. Кроме того, используя приемы и методы социальной психологии, такой специалист должен знать особенности труда на рабочем месте, которое может быть предложено человеку с особыми потребностями. Сотрудничество с органами социальной защиты населения и структурами Фонда социальной защиты инвалидов требует от специалистов службы занятости углубленных знаний социально-экономического развития региона, в частности, перспектив создания на предприятиях, в учреждениях и организациях рабочих мест, в том числе специализированных. Каждое из перечисленных направлений требует от специалистов службы занятости формирования особого взгляда на решение проблемы. Источник: Луганский областной центр занятости.
|