Этот рассказ - об оптимизме и грандиозной силе духа, которые служат спасательным кругом в сложных жизненных ситуациях. Особенно тогда, когда судьба ограничила физические возможности. Именно эти качества — на главном месте у незрячей с рождения прилучанки Марины Ильиной, которая, несмотря на свое состояние, живет полноценной жизнью. Получила высшее образование, имеет семью и радуется четырехлетнему сыну.
Марина Ильина с сестрой Оксаной Слипченко
«Повезло, что родилась слепой...» «Марина, а может, будет лучше, если мы придем к Вам?» — еще раз переспросила Ильину, договариваясь о встрече, и была удивлена, когда услышала: «Диктуйте адрес. Я запишу и завтра приеду...» (согласитесь, такое обещание, сказанное незрячим человеком, звучит немного необычно. Тем более что живет Марина в микрорайоне Ракитное, а редакция находится почти в центре города, на улице Киевской). Продолжением нашего лаконичного телефонного диалога стала встреча: на следующий день 26-летняя Марина Ильина сама пришла в редакцию. Миловидная, хрупкая и приветливая. С аккуратной короткой прической, слегка подкрашенными губами, в модном платье и сапожках. И... в темных солнцезащитных очках (такие очки — ее постоянный аксессуар). Она оказалась откровенной и остроумной собеседницей, с чувством юмора (иногда — вплоть до горечи!..). Слушая рассказ Марины, ловила себя на мысли: душа этой незрячей женщины более видящая, нежели у большинства из нас. — Как ни парадоксально это звучит, но мне повезло, что я родилась слепой. Ведь людям, которые теряют зрение в возрасте, намного сложнее подстраиваться к повседневности. Они значительно дольше приспосабливаются к жизни в обществе и чувствуют себя беспомощнее, - утверждает Марина. — Кстати, до своего пятилетия я и не подозревала, что со мной что-то не так. Считала свое состояние обычным. Все это благодаря моим родителям, которые делали все возможное, чтобы я не чувствовала своей неполноценности. Со мной много говорили, рассказывали об окружающей среде, учили, как в ней ориентироваться, объясняли какие-то бытовые действия. А когда мне исполнилось шесть лет, папа и мама решили отдать меня на обучение в Киевскую специальную общеобразовательную школу-интернат №5 для слепых детей. И этим изменили мою дальнейшую жизнь. Я, когда сама уже стала мамой, осознала, как было им нелегко принимать такое решение. Потому что разве просто отпустить от себя кровинку?.. Но хорошо, что родительские эмоции победил здравый смысл, который подсказывал: ребенка нужно научить жить в социуме, помочь ему получить образование. Поэтому в Киеве я прожила больше времени, чем в Прилуках. Иногда кажется, что столицу я знаю лучше, чем свой родной город. Наверное, из-за того, что на улицах Киева гораздо больше людей. А значит, больше тех, кто готов отозваться, помочь. Живя в столице, я быстро научилась там ориентироваться. Ходила по улицам города, преимущественно со специальной палкой — для незрячих. Иногда случалось так, что должна была спрашивать дорогу у прохожих. И знаете, редко кто проявлял безразличие. В Прилуках - все по-другому. Я с семьей живу в частном секторе. А там, как правило, малолюдно. Не у кого и спросить. Тифлопедагог... на общественных началах В прошлом году Марина Ильина закончила учебу в Киевском национальном педагогическом университете имени Г. Драгоманова, получив специальность тифлопедагога (учителя по работе со слепыми и слабозрячими детьми) и социального психолога (кстати, раньше Марина в Киевском медицинском колледже для незрячих получила свою первую специальность — массажиста). Студенческие годы Марины пролетели быстро и ознаменовались важными событиями в ее личной жизни — на II курсе университета она вышла замуж и родила сына. Имя ребенку выбирали вдвоем с мужем: назвали малыша Иваном. Молодая семья поселилась в Прилуках. — Когда я почувствовала, что беременна, перевелась на индивидуальную форму обучения. До этого училась на стационаре, жила вместе со зрячими подругами в обычном общежитии. Вы спросите, как я осваивала вузовскую программу? Слушала и... читала. С помощью специальной компьютерной программы. Однокурсницы тоже помогали. Как и большинство студентов, мне жилось легко и весело. Когда родился Ваня, я еженедельно ездила в свой вуз, чтобы сдать преподавателям задания практических и семинарских занятий. Сына на этот период оставляла на мужа, родителей и бабушку. Знала, что родные не подведут. На старших курсах (Ванюша тогда уже подрос) иногда оставалась в Киеве на несколько дней: заданий становилось все больше, и хотелось справиться с ними, доучиться до конца. Ночевала в общежитии. Мне, как незрячей, почти не было поблажек от преподавателей. Ведь о том, что я ничего не вижу, знали далеко не все педагоги. Да и я не хотела афишировать это. Накануне государственных экзаменов однокурсница спросила: «Марина, а ты знаешь, что твои оценки «тянут» на красный диплом?» Признаюсь, услышанное удивило. Ноя и «не рвалась» в отличники. Но «краснодипломницей» все же стала, — говорит Ильина. Теперь, когда учеба в вузе уже позади, Марина хочет реализовать свои профессиональные знания на практике. И помогать таким же, как сама. Имея специальность тифлопедагога, она готова учить, воспитывать и готовить к дальнейшей жизни незрячих детей и детей с изъянами зрения, учитывая своеобразие их познавательной деятельности и компенсации нарушенных функций. Потому и работает с такими детками на базе городской организации слепых. Работает на общественных началах, ведь финансовые возможности организации ограничены и не предусматривают выплаты зарплаты для единственного(!) в Прилуках специалиста по тифлопедагогике. Марине хочется поддержать незрячих мальчиков и девочек. Потому что то, что эта детвора чувствует в своих незрелых душах, знает только она. Кстати, Марина успешно овладела компьютерными технологиями: в этом ей помогли специальные «голосовые» программы, ориентированные на потребности слепых людей. Итак называемые «горячие клавиши», расположение которых на клавиатуре компьютера Марина может определить безошибочно. Кстати, благодаря уже упоминавшимся программам молодая женщина сама знакомится с содержанием sms-сообщений, посланных ей на мобильный, и сама набирает свои, чтобы затем отправить их выбранным абонентам. Вместе и с любовью Муж Марины, Владимир Ильин, — ее единомышленник. Если бы это было не так, то вряд ли соединились бы их судьбы. Прежде чем выйти замуж, Марина встречалась с ним целых три года. А познакомилась во время учебы в Киевской специальной школе-интернате №5 для незрячих детей (у Володи тоже слабое зрение). — Вова предложил мне руку и сердце в 2006 году, — вспоминает Марина. - Случилось это в конце марта. Все было прозаично, но и немного романтично (такие события вообще имеют романтический привкус!). Мы с ним возвращались от подруги. Шли молча. «Давай поговорим, — Вова первым нарушил молчание, — мы уже три года проверяем свои отношения на прочность. Хватит нам это делать, надо сходиться и жить вместе». Я сразу же согласилась. А 1 апреля, в День смеха, мы рассказали обо всем родителям. Папа и мама восприняли наше сообщение всерьез, одобрили наше решение. Так и началась моя семейная жизнь. В любви и согласии. В настоящее время Владимир работает массажистом в Прилукском центре реабилитации детей-инвалидов и детском доме. Как и Марина, он тоже закончил Киевский медицинский колледж для слепых. Кстати, его прошлое — более пестрое, чем у жены. В детстве немало времени прожил у бабушки в селе Сергеевка Прилукского района. Немного учился в местной школе. Потом — Прилуки, Киев и даже... далекая Киргизия. А затем — снова Киев. И Прилуки. По-видимому, вела судьба. Материнство изменило мир Рождение Ивана украсило ее жизнь. Марина вспоминает, что только тогда, с первым криком ребенка, она осознала настоящую суть материнства: «Родила, приложила к груди — почувствовала: он такой родной, самый лучший в мире...» Быть мамой сначала было немного необычно. И... страшно: малейшая неосторожность — и у малыша может быть травма (у него же такие крошечные ручки и ножки). Уверенность пришла через несколько дней. — Ваня начал достаточно рано развиваться. Рано стал на ножки. Когда еще был совсем маленьким, я ежедневно выходила с ним на прогулку. Коляской не пользовалась, носила сына в детском рюкзачке... На ощупь его одевала, купала, чистила ему ушки. Конечно, мама и бабушка стремились мне помочь. К ним присоединялась моя старшая сестра, — рассказывает Марина. Сейчас она приучает своего Ивана к самостоятельности. Мальчику 4 годика, и он уже сам одевается. Умеет считать и красиво декламирует стихи. А главное, что у Вани — нормальное зрение! Все — сама Самая сложная работа у домохозяек. Так считает Марина, которая самостоятельно готовит еду, убирает, стирает. Бабушка Варвара ей старается во всем помочь (ведь другие домашние — папа, мама и муж — на работе). — Люблю сама хозяйничать на кухне. Ведь когда там несколько хозяек, дела не будет. Готовлю еду, вкладывая в нее частичку собственной души, — делится Марина, — ведь понимаю: вечером мои домочадцы вернутся домой, им будет приятно попробовать чего-то вкусненького. Ну а мне будет приятно от того, что они похвалят мои кулинарные способности. Убираю в доме тоже сама. Мою пол. Я хорошо ориентируюсь в пространстве, знаю, где стоят пылесос и швабра. Главное — человечность — Я член городской организации слепых, руководителем которой является прекрасный человек — Нина Таран. Она поддерживает нас всех. И одобряет мою идею основать на базе нашей организации службу реабилитационной помощи для детей с дефектами зрения и театр для незрячих. Но мы понимаем, что одного энтузиазма маловато. Нужны деньги. А их у нас нет, — сетует Марина Ильина и просит через газету сообщить о том, что она готова помогать детям с проблемами зрения адаптироваться к своему специфическому состоянию. Героиня этих строк лелеет еще одну, самую главную, мечту — вырастить сына честным и человечным. Ведь упомянутые черты, по мнению Марины, важнее, чем высокий уровень интеллекта. Она твердо убеждена, что человечность — самая большая добродетель, которая делает сердце теплее, а мир — красочнее. Ольга Иванченко
|