Сегодня тему Евро-2012 не обсуждает только ленивый. В шахтерской столице со
всех сторон рапортуют: "К Евро все сделаем! Будет лучше, чем в
Европе". Однако стоит отметить, что на сегодняшний день есть реальная
угроза того, что не все гости чемпионата смогут беззаботно радоваться
футбольным матчам.
Если бы Евро-2012 стартовал уже завтра, вряд ли бы болельщики футбола с
ограниченными физическими возможностями поставили бы плюсик в графе доступности
Донецка для инвалидов. Сейчас негативный опыт поездки в общественном транспорте
или парковки собственного автомобиля может получить практически каждый человек
с поражением опорно-двигательного аппарата. В первом случае инвалиду, желающему
проехаться на, кстати, специализированном для перевоза таких граждан автобусе
вряд ли удастся уговорить водителя открыть специальный пандус для
беспрепятственного проезда коляски в салон. Во втором случае человеку,
передвигающемуся на коляске и имеющему личный автомобиль, не обращая внимания
на действующее законодательство, разрешающее инвалидам парковаться бесплатно,
таки придется заплатить за парковку.
И хотя мэр шахтерской столицы при каждом удобном случае говорит, что в
"сердце" Донбасса делается все возможное в рамках предстоящего
чемпионата, для инвалидов все пока не так радужно.
Автобус не средство для передвижения
Подробнее о трудностях передвижения людей с ограниченными
возможностями корреспонденту "Вестей" рассказала председатель
Всеукраинского комитета доступности Надежда Паламарчук: "Уже давно многие
донецкие автобусы оборудованы пандусами для инвалидов. Чтобы опустить пандус на
остановке должен выйти водитель и опустить пандус для человека, который не
может самостоятельно попасть в автобус. Мы провели эксперимент насколько часто
водители выходят к инвалидам, когда те ожидают транспорт. Стояли мы долго. Дело
в том, что практически каждый водитель низкопольного автобуса, который
подъезжал, говорил либо "я не знаю как пользоваться пандусом", либо
то, что "не стоит открывать пандус, так как он очень замусорен" или
"он вообще никогда не открывался". Знаете, неизвестно, сколько денег
тратиться из Евро комитета на специальное оборудование для инвалидов. Но могу
сказать, что уже сейчас подано более 500 тысяч заявок только от инвалидных
организаций со всего мира на участие в этом мероприятии. И сейчас я с трудом
представляю, как все эти люди беспрепятственно смогут передвигаться по городу.
Сейчас в Донецкой области официально около 100 тысяч людей с ограниченными
возможностями. Это без учета тех, кто вообще не выходит из дома. Мы этих людей
не видим, и при таком попустительском отношении к людям с ограниченными
физическими возможностями, вряд ли увидим. Нам ежедневно приходиться бороться с
непониманием физически здоровых людей. Постоянно доказывая, как нам, инвалидам
нужно жить. Ведь наша основная цель все-таки построить общество равных
возможностей".
Законы на парковках не указ
С не меньшими препятствиями могут столкнуться и инвалиды,
передвигающиеся на собственном транспорте. Напомним, что с 1 января 2011 года
вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины
"Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине", который
определяет, что владельцы площадок для парковки обеспечивают выделение и
обустройство в границах площадок мест для бесплатной парковки легковых
автомобилей, которыми управляют инвалиды с поражением опорно-двигательного
аппарата, члены их семей, которым передано право управления автомобилем и
законные представители недееспособных инвалидов или детей-инвалидов, которые их
перевозят. Однако как оказалось, такие новшества не стремятся выполнять
некоторые владельцы автостоянок. 3 января сего года заместителю председателя
Донецкой областной организации инвалидов Владимиру Землянкину пришлось побывать
на парковке ТЦ "Донецк Сити". И вот, что он рассказал о выполнении
вышеуказанного действующего закона: "В "Донецк Сити" есть
автоматический шлагбаум. Вначале я беспрепятственно заехал на стоянку, но не
смог выехать пока не заплатил за парковку. Нарушен закон, нарушены мои гражданские
права, а вот нарушители до сих пор не наказаны. Когда же к нарушителям будут
применены санкции?! Ведь такие проблемы у инвалидов возникают не только при
посещении "Донецк Сити". Я могу привести десятки случаев, когда не
реализовывается закон о социальной защите людей с ограниченными возможностями.
А ведь у нас есть конституционные права, но государство на данный момент их не
защищает. Главный вопрос в том, когда же правительство будет защищать наши
права?!"
Случай Владимира не
единичный. Еще год тому назад инвалид войны первой группы Василий Гречина без
обеих ног, который согласно Закону Украины "О статусе ветеранов войны,
гарантиях их социальной защиты" всегда парковал свой автомобиль бесплатно,
также столкнулся с циничным отношением на парковке ТЦ "Донецк Сити". "Когда
в феврале прошлого года я с друзьями инвалидами возмутился, почему у нас
требуют оплату за стоянку у ТЦ "Донецк Сити" мне ответили, что это
парковка и на парковку эта статья закона не распространяется. Нас попросили
подняться на второй этаж (!) и оплатить квитанцию. Мы поднялись, попросили
менеджера к нам никто не вышел. С нами никто не хотел разговаривать. Мы
попросили руководство. Руководство так и не вышло. Неохотно с нами согласился
пообщаться юрист этой компании, который опять-таки стал настаивать на том, что
в законе речь идет только о стоянках. А для парковки льгот нет. Я тут же
написал заявление, которое не хотели принять на регистрацию. Уже больше года я
жду ответ на свой запрос. Хотя законодательно ответ они должны были
предоставить в течение месяца", - рассказал В.Гречина.
"Вести" узнав о таком отношении к инвалидам,
неоднократно пытались связаться с руководством вышеуказанного торгового
комплекса для разъяснения ситуации, однако по сей день никаких комментариев так
и не получили.
Есть к чему стремиться
Мэр города Донецка Александр Лукьянченко в объяснении
ситуации с парковками и общественным транспортом для инвалидов оказался более
доступен. "По парковкам мы планируем вообще упразднить оплату. Убрать
вообще. По доступности, мы сейчас закупили 68 автобусов, которые смогут
перевозить инвалидов - колясочников. Но не всегда, к сожалению, наши водители
могут открывать и использовать пандусы по назначению. Поэтому сейчас мы ведем
работу. И впоследствии еще к Евро-2012 запланировали порядка 60 автобусов,
которые будут работать на главных магистралях города. Эти автобусы будут
оборудованы специальными приспособлениями для перевозки колясочников. Также,
конечно, необходимо много работать для того, чтобы во всех административных
учреждениях и во всех гостиницах города были созданы достойные условия для
передвижения инвалидов. В общем, эта работа еще впереди. Мы работаем, и к
Евро-2012, уровень этот будем поднимать" - заявил А.Лукьянченко.
Также ситуацию с неудовлетворительной доступность Донецка для
инвалидов прокомментировал заместитель председателя Донецкой
облгосадминистрации Александр Алипов:
- Конечно, в целом Донецк много чего делает в этом
направлении, но из-за объема и развитости города этого не достаточно. Вопрос
доступности города поставлен на контроль. Городские власти знают о проблеме.
Еще они получат соответствующее предписание, а также я лично попрошу мэра
уделить внимание этому вопросу. Так как без его личного вмешательства эта
проблема не решается. Думаю, городские власти справятся, если что мы всегда
готовы им помочь. Будем надеться, что Донецк начнет работать активней.
Три счастливых места
Не менее пессимистично на сегодняшний день обстоят дела и с
доступностью железнодорожного транспорта для инвалидов. И этот вопрос касается не
только дончан. По заверению чиновников для блага людей с ограниченными
возможностями по шпалам стучат три специализированных для перевозки инвалидов
транспортных средства, а проще говоря, три вагона. На самом же деле все
оказывается намного прозаичней. Действительно есть три вагона, в каждом из
которых иметься аж по одному пассажирскому месту(!), оборудованному специально
для инвалида. При этом весь остальной "интерьер" для человека с
ограниченными возможностями остается таким же, как и для физически здоровых
людей. " В этих вагонах не работают розетки. Душевые уже давно закрыты и
используются, скорее как кладовые" - заявляет директор Донецкого
областного центра (ДОЦ) "Инваспорт" Оксана Черникова.
Видимо разработчики подобных "средств
передвижения" искренне предполагают, что инвалиды вполне в состоянии
путешествовать самостоятельно при этом, совершенно не желая отлучаться
куда-либо от своего "койко-места". " Получается, с перрона в
вагон нас подняли, наше место первое, а дальше все! Не пройдешь! Мы даже по
вагону проехать не можем. Мой сопровождающий должен ехать надо мной, на верхней
полке. Очень хотелось бы, чтобы в дальнейшем все-таки "Укрзализница"
закупала поезда, предназначенные для перевозки инвалидов, а не одного
инвалида" - возмущается председатель славянской районной организации
инвалидов Александр Богачев.
Однако уже сегодня областные власти ищут пути решения
данного вопроса. Заместитель губернатора А. Алипов лично предложил вынести на
заседание республиканского комитета доступности вопрос приобретения
"Укрзализницей" специальных вагонов, приспособленных для инвалидов и
позволяющих совершать групповые перевозки. Замгубернатора подчеркнул:
"Именно групповые, потому что ДОЦ
"Инваспорт" у нас сегодня развивается и участвует в
соревнованиях инвалидов. Сегодня уже нужно конструктивно думать над тем, чтобы
были специальные вагоны, которые позволяли бы перевезти при необходимости 30-40
человек с ограниченными возможностями. Проблема серьезная, не одного дня
решения". Стоит отметить, что после таких заявлений дело вроде бы
сдвинулось с мертвой точки. По словам главного инженера службы пассажирских
перевозок государственного предприятия "Донецкая железная дорога"
Игоря Белоус, на этот год "Укрзализница" уже закупила несколько
скоростных поездов корейского производства "Хюндай", которые
полностью оборудованы специально для людей с ограниченными возможностями. Со
временем скорый поезд планируют запустить по направлению Киев - Донецк.
«Вести Донбасса»
|