Согласно Международной классификации заболеваний аутизм не выделен в отдельную нозологию, дети с аутизмом относятся к категории детей с нарушениями психологического развития общего характера. В связи с этим, до сих пор в Украине отсутствуют технологии и программы развития и социализации таких детей. В случае, когда ребенок имеет интеллект-норму, он может учиться по обычной программе общеобразовательного учреждения, однако, ребенку все равно необходима будет помощь психолога, социального педагога. По оперативным данным управлений образованием облгосадминистраций в Украине в общеобразовательные школы интегрировано более 120 тыс. детей с особыми образовательными потребностями. Детей с аутизмом в общеобразовательных учебных заведениях - 2650 человек. В дошкольных учебных заведениях - 77. Однако, большая часть детей-аутистов обучаются в индивидуальном порядке, что объясняется отсутствием специально подготовленных педагогов для работы с ними. В Киеве функционирует всего 61 класс с инклюзивным обучения, в которых учится около 500 детей с особыми потребностями, в том числе и дети с аутизмом. В общеобразовательных учебных заведениях Киева учится 7 учеников с РАС. В дошкольных учебных заведениях воспитывается 18 детей с таким диагнозом. Как видим, это лишь капля в море. К сожалению, в Украине до сих пор нет точной статистики количества детей-аутистов, но то, что их нет в государственных списках, не означает, что они не существуют. Они тоже имеют право на образование, на реализацию и свое место в обществе. Социализация таких детей дошкольного и школьного возраста возможна благодаря инклюзивной модели обучения. Важным условием для успешного внедрения инклюзивной модели обучения является консолидация усилий всех институтов, которые занимаются судьбой детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и детей-аутистов. За последний год было принято и одобрено ряд программ и постановлений, направленных на улучшение обеспечения прав на образование детей с особыми образовательными потребностями, среди них постановление КМУ от 13 апреля 2011 № 629 «Об утверждении Государственной целевой социальной программы развития дошкольного образования на период до 2017 года», постановление КМУ от 15 августа 2011 № 872 «Об утверждении Порядка организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях». Разработаны программы дошкольного развития детей с аутизмом Институтом спец.педагогики НАПН Украины и Институтом коррекционной педагогики и психологии НПУ им. Драгоманова. Но, насколько они будут эффективными, говорить пока еще рано. Объединение научно-педагогического опыта может предоставить возможность для создания в Украине благожелательных условий для адаптации детей с расстройствами аутистического спектра к жизни. Карина Хмурова Выражаем особую благодарность за помощь в подготовке материала Вере Ивановне Шинкаренко, начальнику отдела инклюзивного образования и интернатных учреждений департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки, молодости и спорта. По материалам электронного журнала «Аутизм сегодня»
|