А предприятия берут к себе инвалидов с высшим образованием только для того, чтобы платить меньше налогов. Шанс есть у всех При Национальной металлургической академии уже десять лет работает региональный центр образования инвалидов. Специалисты центра оказывают психологическую и методическую помощь студентам с ограниченными возможностями – инвалидам по слуху и зрению. - Мы не являемся отдельным подразделением, мы - часть металлургической академии, - рассказывает психолог центра Валерия Марченко. - Ребята поступают в академию, становятся студентами, а мы - сопровождающая структура, которая создает условия для учебы. За все время работы центр помог выучиться 141 студенту. Сначала все инвалиды проходят первый адаптационный курс, потом уже занимаются в общих или отдельных группах в зависимости от необходимости. - Нам казалось, что более сложно будет работать со слепыми, но с ними оказалось просто: у них хорошая память и прекрасные способности, - рассказывает директор центра Ольга Гришина. - Отдельных групп для них не нужно, они прекрасно адаптированы. Наиболее сложно обучение глухих студентов, им необходимы специальные методики, чтобы ребята усвоили материал и могли применить его на практике. После первого адаптационного курса такие студенты обучаются в специальных группах с сурдопереводчиками. Для них готовят специальные методические материалы, им постоянно оказывают психологическую помощь. – За помощью обращаются все: и сами студенты, и преподаватели, и родители, - рассказывает Валерия Марченко. – Преподавателям сначала трудно было работать, потому что надо многое учитывать. Возникало много вопросов, касающихся их восприятия: каким образом структурировать и подать материал, чтобы студентам было понятнее. Здесь необходимы простые предложения, объяснения сложных терминов, короткие конспекты, темп, артикуляция, чтобы они видели губы. Что касается студентов, то у них проблемы, как и у обычных ребят: взаимоотношения со сверстниками, в общежитии (сегодня в академии обучаются инвалиды из 14 областей), проблемы с учебой. – У них такие же проблемы, как и у нас, но они переживают это более глубоко, - говорит психолог. – Ведь у них нет аппарата, чтобы пережить это. Мы, например, можем называть свои эмоции и, называя, понижать их уровень, у них же часто даже нет слов для описания этих состояний, которые они переживают. Поэтому для начала мы их учим тому, что они могут чувствовать. За психологической помощью обращаются и родители. Они переживают за своих чад, начинающих самостоятельную жизнь. Но им труднее общаться со своими детьми, потому что зачастую многие родители не знают языка жестов. Работать и работать В общем же поступить в вуз для человека с ограниченным сенсорным восприятием – с тотальной глухотой или слепотой – уже подвиг. Ведь поступать им приходится на общих основаниях. – Большая проблема заключается в том, что нет системы довузовской подготовки для таких ребят, - говорит Ольга Гришина. – Сейчас мы прорабатываем дистанционную систему подготовки к вузам. Планируем открыть сайт, где будут размещены методические материалы, также можно будет получить консультацию специалиста он-лайн. Работаем над созданием мультимедийного учебника, который поможет глухим и слабослышащим лучше освоить материалы. В идеале закончить работу собираемся к сентябрю. Но даже после того как человек с ограниченными возможностями окончит вуз и станет специалистом в своей профессии, на хорошую работу ему устроиться очень трудно. – Да, есть квота, по которой предприятия должны брать инвалидов, - говорит Ольга Гришина. – И они берут, ведь благодаря этому платят меньше налогов. Но инвалидам при этом говорят: «Не надо у нас работать, приходи раз в месяц, будем тебе платить минималку». Они просто не верят, что человек с ограниченными возможностями может быть хорошим специалистом. Поэтому мы постоянно говорим нашим ребятам, что у них не должно быть потребительского отношения. Они должны работать в десять раз больше, чем здоровые. Чтобы им не милостыню давали, чтобы они были действительно нужными работниками. Марина Кравченко Днепропетровск Газета "Горожанин"
|