Меню сайта


Меню сайта
«  Октябрь 2011  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31


Меню сайта


Меню сайта

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Наш сайт посетило: счетчик посещений


Меню сайта



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас, Гость · RSS 17.06.2025, 19:39:29
Главная » 2011 » Октябрь » 14 » Инклюзив помогает влиться в коллектив
08:09:49
Инклюзив помогает влиться в коллектив

В последнее время много говорится о необходимости инклюзивного образования. Что означает это понятие и почему в Министерстве образования и науки Украины делают акцент на этой форме обучения? И прижилась ли она в Мариуполе?

Мариуполь отличился

Термин «инклюзивное (включенное) образование» используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями (как психического, так и физиологического плана) в общеобразовательных школах. Задачи – придать уверенность в собственных силах, адаптировать к жизни в социуме, мотивируя таких детей к обучению вместе с другими учащимися.

Об инклюзивном образовании в мариупольских учебных заведениях рассказала начальник отдела общего и среднего образования управления образования горсовета Инна Дарменко: «Если родители или опекуны пожелают, чтобы их дети с особыми потребностями получали образование в обычной школе, мы не имеем права им в этом отказать при условии, если это не идет вразрез с медицинскими показаниями. У нас в городе такая категория детей в основном на индивидуальном обучении. Для обеспечения доступа к образовательным услугам детей, передвигающихся на инвалидных колясках, в 20 школах установлены пандусы.

Кстати, в Мариуполе функционируют два учебных заведения, в которых инклюзивным обучением охвачены около полутора сотен учеников. Одно из них – школа-сад № 71, где дети, имеющие серьезные проблемы со зрением, учатся с 1-го по 4-й класс, а затем переходят в ОШ № 28. Второе – ОШ № 52, где в отдельном от школы помещении во вспомогательных классах пребывают около 120 детей с недостаточным умственным развитием. Они не могут обучаться в обычных классах по состоянию здоровья. Кстати, руководитель вышеупомянутого учебного заведения Алла Лисовицкая в 2011 году была признана лучшим директором школы с инклюзивным образованием в Донецкой области. Мы решили выяснить, за счет чего удалось добиться такой эффективности.

Возле школы в ожидании урока стоит группа детей. В ответ на мое приветствие хором здороваются, говорят, что они из 5-го «г» и охотно отвечают на вопросы. Мальчишки и девчонки наперебой выкрикивают свои любимые предметы: физкультура, чтение, трудовое обучение. Признаются, что любят своих учителей за доброту и хорошие оценки, в общем, большинство из них ведут себя, как все дети их возраста.

Школьники – частые гости в кабинете заместителя директора по учебно-воспитательной работе во вспомогательных классах Ирины Пивоваровой. Вовсе не потому, что их вы-звали отчитать за плохие оценки или неудовлетворительное поведение: дети бегут сюда сами, чтобы рассказать педагогу о наболевшем, доверить свои детские радости и огорчения, попросить совета, потому что знают: здесь их выслушают, утешат и подскажут, как быть в той или иной ситуации.

Кто, как ни родители, могут поставить объективную оценку работе учителей? Так, мама одного из учащихся Людмила Васильевна довольна педагогами: 10-летний сын Валера стал более собранным, сосредоточенным, спокойным. Позитивные отзывы поступили и от Ольги Вячеславовны: «Сыну Илюше здесь гораздо лучше, спокойнее: он чувствует себя увереннее, появилось желание реализовать себя в творчестве. Значительным плюсом является и то, что здесь к обучению подходят индивидуально. За 3 года ребенок научился читать и писать, разговаривать и выражать мысли, с ним занимается дефектолог».

Что бросается в глаза, так это огромное количество поделок из самых разнообразных материалов: ниток, тканей, крупы, теста, бобовых, лазерных дисков, перьев, бумаги, дерева. Ребята плетут разноцветные коврики, рисуют картины, вышивают, лепят из пластилина забавные фигурки, делают мягкие игрушки и пестрые коллажи, осваивают искусство оригами, выжигают на доске, создают аппликации из бумаги и стружек, расписывают стены, делают кормушки для птиц. Это далеко не весь перечень рукотворных произведений. Нередко им помогают родители или учителя, но главное, что у ребят развивается моторика, они приобщаются к прекрасному, постигая законы эстетики. От работ веет детской непосредственностью и жизнелюбием, интересом к окружающему миру и желанием запечатлеть его красоту. Глядя на эти кропотливо выполненные работы, многие из которых отмечены грамотами, понимаешь, что дети одарены недюжинным талантом, наблюдательны и восприимчивы, хотя считается, что они не такие, как все.

А еще ребятишки обожают лицедействовать, петь и танцевать, принимая участие в театральных сценках. По словам Ирины Пивоваровой, глядя на юных артистов, многие теряются в догадках – где учащиеся вспомогательных классов, а где обычных?

Рецепт успеха

В чем же секрет столь значительного успеха? Здесь сыграла роль совокупность факторов. Это и небольшая наполняемость классов, в среднем по 6-8 человек, и индивидуальное обучение по специальной программе: то, что в обычной школе осваивают в начальных классах, здесь растягивают на 9 лет. Проводятся совместные внеклассные мероприятия с детьми из общеобразовательных школ, предполагающие общение, экскурсии, изучение Правил дорожного движения. Это помогает ребятам сдружиться, достигаются поставленные цели: снять психологический барьер и максимально адаптировать детей с особыми потребностями к жизни в социуме. Да и мальчишки и девчонки из обычных классов учатся заботиться о тех, кто нуждается в их помощи. Не последнюю роль играют и комфортные условия для детей, которые находятся в привычной для себя среде.

Кроме того, проводится работа с родителями: организуются индивидуальные консультации на тему, как вести себя с ребенком в той или иной ситуации.

Во вспомогательных классах не изучают иностранный язык, физику и химию, зато ребята больше внимания уделяют ритмике, музыке, рисованию и трудовому обучению.

На уроках социально-бытового ориентирования школьникам устраивают экскурсии в магазин, на рынок, на почту, учат пользоваться бытовой техникой и кухонными принадлежностями.

Еще одно направление работы – отказ от индивидуального обучения и перевод детей во вспомогательные классы, разумеется, с согласия родителей или опекунов. Благодаря этому воспитанники становятся более активными и не замыкаются в себе.

Хотя детей во вспомогательные классы зачисляют уже с 7 лет, многие родители не спешат переводить туда своего ребенка, надеются до последнего, что их дитя осилит стандартную программу. И только спустя годы, утратив надежды и остатки иллюзий, они приводят детей во вспомогательный класс. По словам Ирины Викторовны, можно посадить умственно отсталого ребенка в учебный коллектив и приставить к нему ассистента, но он все равно будет чувствовать себя изгоем. Вместо того, чтобы терять время на школьную программу, которую ребенок не освоит, не лучше ли обучать его по облегченному варианту? Закончив 9-й класс и получив соответствующий документ, выпускники могут продолжить обучение в строительном лицее № 2. Там они осваивают профессии маляра-штукатура и слесаря-сантехника. «Но есть дети, которых этот ограниченный перечень не устраивает: они хотят быть парикмахерами или фотографами, и мы боремся за то, чтобы они могли обучаться и по этим специальностям», – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе во вспомогательных классах.

Педагоги уверены: позитивные изменения налицо: получая инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья впоследствии легче интегрируются в общество.

Вместе с тем прослеживается тревожная тенденция: по словам Ирины Пивоваровой, с каждым годом школьников во вспомогательных классах становится все больше, а их заболевания все тяжелее.

Юлия Франжева

Категория: | Просмотров: 603 | Добавил: schtal | Теги: | Рейтинг: 0.0/0