15 августа 2011 года КМУ принял Постановление № 872, где утверждён порядок организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях. Августовское постановление предусматривает, что решение о создании классов с инклюзивным обучением принимается руководством школы самостоятельно с учетом образовательных запросов населения и при условии наличия необходимых педагогических кадров, технической базы и помещений, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Однако, откуда директор школы должен взять дополнительные средства не уточняется. С момента выхода постановления прошло уже почти полгода, но школ, которые захотели бы ввести инклюзивные классы, не стало больше и вопрос: «Куда отдать своего ребенка учиться 1 сентября?» - для родителей детей с РАС остается не разрешенным. Тем не менее, есть энтузиасты, которые занялись внедрением инклюзивного обучения еще задолго до принятия постановления КМУ. С 2009 года Киевская общеобразовательная школа № 231 инициировала на своей базе проведение эксперимента по внедрению инклюзивного образования в школах Украины. О том, в чем заключается суть эксперимента, нам рассказал директор общеобразовательной школы № 231 Игорь Валиджанович Маматказин. Игорь Валиджанович, как появилась идея проведения эксперимента инклюзии детей с особыми потребностями, и в частности, с расстройствами аутического спектра в обычной школе и в чем состоит эксперимент? Не секрет, что почти в каждой школе можно найти 2-3 ребенка с ЗПР. Мы начали эксперимент. Уже 4 года набираем класс (с 1 по 4), до 15 учеников одного возраста. Из них двое, максимум трое детей c задержкой психического развития разной степени, есть у нас и ребенок с элементами аутизма. Эти два-три ребенка должны почувствовать, что к ним такое же отношение, как и к остальным. Их нужно подтянуть до определенного уровня знаний и развить необходимые учебные и социальные навыки. В этом и заключается инклюзия. Как происходит одновременное обучение детей с особыми потребностями и без? Учеба состоит из двух этапов работы: утром учеба и развивающие занятия во второй половине дня. В классе два учителя: основной и коррекционный педагог. Его задача присесть с этим ребенком, что-то подсказать, взять за руку, успокоить. На вторую половину дня у педагога есть план на всю группу, помимо этого коррекционный педагог работает с детьми с ЗПР. У нас работает целая система развивающих кружков. Развитие мелкой моторики руки, лепка, ритмика, хореография, художественное конструирование, песочная терапия, занятия с логопедом и психологом. Работаем вплотную с ИКПП от Национального педагогического университета им. М.Драгоманова. На каждого подобного ребенка составляется индивидуальный план с рекомендациями педагогов, психолога, логопеда, отслеживаются результаты работы. Родителям важно понимать, что только согласованная работа школы и семьи, дадут ожидаемый результат. Дети учатся по специально подготовленной программе? Обучение проходит по общеобразовательной программе, поскольку именно в этом состоял замысел эксперимента. Пытаемся построить такую систему, чтобы дети догоняли и учились вровень с остальными. Дети в таком классе изначально на одном уровне – у них нет подготовки к школе. Насколько государство поддерживает ваш эксперимент, что сделано для его осуществления? Благодаря тому, что нам пошли на встречу в управлении образования Оболонского района в лице начальника управления Добровольской О.Н. и ее заместителя Пархоменко И.Н., а также в районной администрации, у нас появились дополнительные ставки для инклюзивных классов. Теперь в таких классах есть второй учитель-ассистент, учитель-логопед, учитель кружковой работы, надбавки получают практический психолог, социальный педагог и педагог, работающий в таких классах. Когда такой ребенок приходит в обычный класс, как складываются его отношения с другими детьми? Задача учителя и психолога сделать так, чтобы сформировать коллектив. Сейчас у нас учится мальчик с элементами аутизма, который абсолютно спокойно находится в классе, он уже знает всех учителей, с радостью идет заниматься к психологу. Сначала было очень сложно, он не мог общаться с детьми. Главное, адаптировать детей, чтобы они прошли социализацию. Социализацию проходит как ребенок с ЗПР, так и остальные дети. Игорь Валиджанович, расскажите о ближайших планах по продолжению инклюзивного образования в 231 школе? Начинаем сотрудничество с МОО «Фонд помощи детям с синдромом аутизма «Ребенок с будущим». Планируем принять в нашу школу троих детей с РАС, закончивших обучение в детском саду «Ребенок с будущим». Они будут обучаться в одном из наших инклюзивных классов. Это будет первый опыт в Киеве в условиях общеобразовательной школы, поэтому трудностей предвидим много. Каждый год мы отчитываемся о проделанной работе, о том, что удалось достигнуть. Нас заслушивали на экспертном совете при Киевском университете им. Б. Гринченко и первые шаги признаны успешными. Будем и дальше развивать внедрение инклюзивного образования в нашей общеобразовательной школе. По материалам электронного журнала «Аутизм сегодня»
|