Маломобильные группы населения – так
называют сегодня людей с ограниченными физическими возможностями. Порой все,
что окружает их на протяжении недель, месяцев, лет – это четыре стены… Кто-то
из этих людей уже успел забыть, что такое музей или библиотека, для кого-то
остается мечтой посещение храма. Редкие поездки в поликлинику, магазин или по
делам, связанным с оформлением документов, часто требуют воистину героических
усилий.
Сегодня в Красноармейске проживает 4,9 тысячи
человек, имеющих инвалидность – это каждый 15 житель города! Среди них – 110
инвалидов по зрению, 52 человека с недостатками слуха и 60
инвалидов-спинальников.
Согласитесь, нечасто можно увидеть на улице
человека в инвалидной коляске. Люди с ограниченными физическими возможностями
сидят дома совсем не потому, что им там очень нравится. Просто выбраться на
улицу и передвигаться по ней – настоящая проблема, для многих колясочников
неразрешимая. Но постепенно, хотя и очень медленными темпами, она решается.
Весной прошлого года губернатор обязал
руководство населенных пунктов области разработать мероприятия для пятилетней
программы «Безбарьерная Донетчина», призванной обеспечить беспрепятственный
доступ людей с ограниченными физическими возможностями к социальной и
инженерно-транспортной инфраструктуре. Как обстоят дела с выполнением
распоряжения главы облгосадминистрации? Стал ли наш город более приспособленным
для свободного передвижения инвалидов? Ответы на эти и другие вопросы мы
услышали от начальника Красноармейского управления градостроительства и
архитектуры Ольги Дмитриевой. На последнем заседании исполкома она отчиталась о
ходе выполнения распоряжения.
По словам Ольги Дмитриевны, работа ведется
серьезная. В Красноармейске был создан комитет доступности, на котором
регулярно обсуждаются вопросы, связанные с проблемами беспрепятственного
передвижения людей с ограниченными физическими возможностями. «На сегодняшний
день элементами доступности в городе оборудованы 164 объекта социальной и
инженерно-транспортной структуры, – рассказала главный архитектор. – Из 53
объектов, принятых в эксплуатацию в период 2008-2010 годов, 14 оборудованы
пандусами. Если конструкция здания не позволяет соорудить пандус, в этом случае
инвалидам помогают кнопки вызова, которые устанавливаются у входа. Практически
все социально значимые места в городе имеют пандусы. Это отдел социального
страхования, Управление Пенсионного фонда, Управление труда и соцзащиты населения,
дом-интернат, милиция, «Укрпочта», объекты коммунального хозяйства. Вместе с
тем, есть и недоработки. К примеру, пандус у Красноармейской центральной
районной больницы сегодня можно назвать аварийным. Есть замечания от инвалидов,
что не ко всем финансовым учреждениям имеется свободный доступ. И даже если
пандус есть, как, к примеру, в Ощадбанке, заехав в зал, инвалид все равно не
может быть обслужен по той причине, что барьерная стойка находится выше уровня
сидящего в коляске человека. Та же ситуация и с «Укртелекомом». Там сделан
замечательный пандус, а вот в самом помещении очень высокие пороги».
К зданию «Укрпочты» примыкает очень удобный пандус, а
вот передвигаться по помещению колясочникам мешают высокие пороги
Существует проблема и с общественным транспортом.
В городе нет специально оборудованных автобусов для людей с ограниченными
возможностями. «На территории Украины имеется завод, который может заниматься
переоборудованием транспорта, но это очень затратное дело, и один автомобиль не
решит проблему», – считает Ольга Дмитриевна. А вот при проведении конкурсов на
перевозку пассажиров предпочтение отдается тем перевозчикам, транспорт которых
более приспособлен для инвалидов.
Чтобы узнать мнение тех, чьи интересы должна
защищать программа «Безбарьерная Донетчина», мы обратились к руководителю
общественной организации инвалидов-спинальников «АРИС» Валентине Чайке. По ее
словам, работа по внедрению программы ведется, однако говорить о серьезных
сдвигах пока рано. «Сегодня самой большой головной болью для нас является
улично-дорожная сеть. Передвижение по улице – постоянный стресс. Ездить приходится
по дороге, рискуя жизнью, так как тротуары не приспособлены для
беспрепятственного передвижения – они имеют высокие бордюры. Общественный
транспорт для нас сегодня практически недосягаем. Понимаем, что специально
оборудованные автобусы в Красноармейске – очень затратное дело, но были бы
очень рады, если бы в городе выходили в рейс хотя бы низкопольные автобусы».
С пандусами, по словам Валентины Андреевны, дела
обстоят не намного лучше. Они имеются в тех местах, где крайне необходимы, но
многие из них давно требуют капитального ремонта. А есть и такие, на которых
чтобы удержаться, нужно быть Ильей Муромцем. Пандусы, соответствующие нормам
государственного стандарта, можно пересчитать по пальцам. «Хотелось бы обратить
внимание властей на то, что ни один храм в городе не оборудован пандусом. Также
не приспособлен к потребностям инвалидов-колясочников практически ни один
объект сферы услуг. По-видимому, их владельцы думают, что инвалиду не нужно
стричься или противопоказан маникюр. Доходит до абсурда – мы подали в
прокуратуру жалобу на Красноармейский суд. Даже здоровому человеку из-за
отсутствия поручней нелегко попасть в это здание, что уж говорить об инвалидах.
Два года переговоров не дали результатов, и нам пришлось прибегнуть к крайним
мерам».
Инвалиды также испытывают большие трудности и при
парковке своих автомобилей у разного рода учреждений. И хотя первые шаги в этом
направлении в Красноармейске уже делаются – наносится специальная разметка,
ставятся знаки – работы предстоит еще очень много. Для сравнения: в странах
Европы почти на каждом шагу можно встретить знак «инвалид на коляске», и каждый
знает, что здесь в любое время может появиться человек, к которому нужно
проявить особое внимание. Согласно законодательству США, ни одно общественное
место не может быть открыто, если в нем не созданы условия для людей с
ограниченными физическими возможностями. Парковки для автомобилей инвалидов
возле любого здания располагаются в самом удобном, ближайшем ко входу, месте.
Во всех крупных общественных зданиях (музеях, театрах, торговых центрах,
вокзалах) в Европе проектами предусматриваются лифты для инвалидов. Лестницы с
небольшими перепадами высот имеют специальные подъемники для инвалидов, а
туалеты – специальные кабины.
К сожалению, нашей стране до такого уровня еще
очень далеко. И неизвестно, когда в Украине для людей с ограниченными
физическими возможностями появятся такие же условия, как во всем цивилизованном
мире. Пока же каждую минуту им приходится доказывать свою состоятельность и
бороться за право на достойную жизнь.
Анастасия САЛЬНИЧЕНКО, «Орбита»
|