Недавно прочла в сети рассказ одной нашей соотечественницы о том, как живут, а главное, работают в нормальных странах люди с особенными потребностями. Как сотрудники кафе и маленьких магазинчиков в Нидерландах с самыми безнадежными диагнозами, которым, казалось бы, болезнь не давала ни малейших шансов жить активной жизнью, при неравнодушии государства и искренней заинтересованности общества становятся очень нужными, желанными работниками. Они получают среднерыночные в данном секторе зарплаты и обеспечивают компаниям стабильную прибыль. Поразительно, что компании работают исключительно как бизнес-структура, не получая никаких специальных дотаций.
Самое важное – люди с особенными потребностями чувствуют себя равноправными членами общества, ощущают, что они нужны, необходимы в жизни окружающих их людей и в жизни государства.
Конечно, можно сказать, что в Украине это неосуществимо. При той неэффективной и крайне коррупционной системе трудоустройства людей с особенными потребностями, которая функционирует сегодня, бесспорно, - нет. Потому что она и создавалась, и работает, имея целью не трудоустройство, а беззастенчивое воровство и бюджетных денег, и средств, собираемых с предпринимателей и работодателей в виде санкций за «нетрудоустройство инвалидов».
Более того, в работающей ныне «схеме» вполне сознательно заложен принцип, согласно которому государство в лице Фонда социальной защиты инвалидов не заинтересовано в трудоустройстве людей с особенными потребностями. Потому что на самом деле, чем меньше инвалидов трудоустроено, тем больше денег поступает в Фонд. Чудовищный парадокс - чем меньше инвалидов чувствуют себя полноценными людьми, тем больше средств можно «освоить», перераспределяя между «нужными» людьми и организациями, кормящимися на чужом несчастье.
На одной из встреч с общественными организациями, объединяющих людей с особенными потребностями, я услышала фразу: «Самыми большими привилегиями у нас пользуются инвалиды по врожденному пороку совести». И это, к сожалению, правда.
Фонд социальной защиты инвалидов, превратившийся в самый строгий контролирующий орган для предпринимателей и работодателей и неустанно собирающий финансовые средства в виде санкций и аккумулирующий миллиардные суммы, распоряжается ими по собственному усмотрению. Его, оказывается, никто не контролирует, никто, кроме фининспекции, не может проверить, сколько же на самом деле было создано рабочих мест для людей с особенными потребностями, сколько людей вообще трудоустроены.
Как утверждает фининспекция в ответе на депутатский запрос, отсутствие контроля над Фондом приводит к тому, что колоссальные средства «осваиваются», а рабочие места для людей с особенными потребностями не создаются.
За что с предпринимателя взимают санкции? За то, что он самостоятельно не нашел инвалида и не трудоустроил его, хотя в законе четко сказано, что инвалид сам должен обратиться либо на предприятие, либо в госслужбу занятости. А если не обратился? Если предприятие создало и подготовило столь необходимые рабочие места и с радостью приняло бы на работу человека с особенными потребностями, но не знает, где его найти? Тут посредником должен и выступить Фонд, предоставив такого человека работодателю. Но это – в идеале.
О каком трудоустройстве может идти речь, если в обобщенном докладе правозащитных организаций за 2012 год указывается: «Отсутствие достоверных статистических данных про людей с инвалидностью является препятствием для эффективного выполнения политики по трудоустройству». Проще говоря – Фонд не знает, сколько инвалидов в Украине и сколько из них может работать. Нет реестра, нет данных, а деньги – успешно осваиваются, «трудоустройство» продолжается.
И еще один факт, который меня лично, шокировал. Цитирую ответ Государственной финансовой инспекции на мой запрос. « Несовершенство законодательства привело к тому, что расходы на приобретение оборудования для технического оснащения и переоснащения предприятий осуществляются за счет государственных средств, а право собственности на такое оборудование переходит к предприятиям частной формы собственности».
То есть, дорогие работодатели, за счет средств, которые собирает с ваших предприятий строгий Фонд, кто-то успешно развивает свой личный бизнес, строит здания, покупает станки и оборудование.
В качестве примера такого удачного бизнеса фининспекция приводит Национальный центр паралимпийской подготовки и реабилитации в г.Евпатория и Западный реабилитационно - спортивный центр, которым в 2011 было подарено более 32 млн., а в 2012 – 26 млн., в т.ч. на капстроительство – 31,5 млн. При этом, по существующему законодательству, эти организации частной формы собственности получают право собственности на средства и другое имущество, переданное им государством.
Постановлением правительства от 24.01.2011 года №37 эта коррупционная схема была, казалось бы, ликвидирована. Но, несмотря на решение Кабинета министров , и на это прямо указывает Госфининспекция, перекачивание государственных денег в карман собственника этих паралимпийских центров продолжается, так как финансирование частного предприятия осуществляется согласно ЗУ «Про поддержку олимпийского, паралимпийского движения и спорта высших достижений в Украине». Уже после выхода постановления это привело к тому, что Фондом социальной защиты инвалидов было перечислено 54,2 мн. грн. на оборудование и капитальное строительство помещений частной фирмы.
Для сравнения: в отчете по результатам общественного мониторинга соблюдения права участия людей с инвалидностью в культурной жизни и занятий спортом в Херсонской области указывается, что в 2011 Херсонской области на подготовку к паралимпийским играм было выделено всего 55 тысяч грн.
Мы гордимся успехами наших паралимпийцев, искренне восхищаемся их огромной волей к победе. Но должны знать и понимать, что вся система подготовки, созданная за бюджетные деньги, находится в частной собственности, и, стало быть, может продана в любой момент любому богатому человеку. То есть, в одну минуту наши спортсмены могут лишиться возможности тренироваться.
Повторяю, система социальной защиты инвалидов не работает, она, призванная защищать людей с особенными потребностями и давать возможность им стать равноправными членами общества, многие годы служит кормушкой для узкого круга лиц, которые беззастенчиво зарабатывают на чужом несчастье.
Ясно, что нужно менять глубинную идеологию отношения государства к особенным людям, пересматривать подходы и мотивационные решения. Все эти шаги предусматривают несколько законопроектов, внесенных мной на рассмотрение парламента.
Сам факт их появления вызвал волну критики со стороны определенных кругов, лично заинтересованных в сохранении существующего статус-кво. Но я уверена, что изменения необходимы и неизбежны, потому что они имеют одну цель - помочь людям с особенными потребностями
Если мы оставим все, как есть, по-прежнему, это будет не только еще одной победой коррупционеров, но и доказательством патологии нашего общества, допускающего дискриминацию прав особенных людей и их институциональную сегрегацию.